» » » В Ташкенте презентован проект «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира»


В Ташкенте презентован проект «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира»

В Ташкенте презентован проект «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира»15 мая в первой половине дня на международном конгрессе «Культурное наследие Узбекистана – путь к диалогу между народами и странами» состоялась презентация уникального проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира». Об этом сообщает Uzbekistan Today.

Проект предусматривает широкую пропаганду национального искусства, материальной и художественной культуры Узбекистана среди широкой общественности и научных кругов многих стран мира. Он в значительной мере будет способствовать расширению образовательного уровня молодого поколения.

«По своему охвату проект уникален и предусматривает исследование музейных и частных собраний многих стран мира, где в силу различных причин оказалась часть культурного наследия Узбекистана. Проект «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» является первым в мире проектом по созданию единого книжного и видеокаталога лучших образцов культурно-исторического наследия, хранящихся в собраниях мировых музеев и частных лиц», - подчеркнул в презентации автор и руководитель проекта, заслуженный журналист Узбекистана Фирдавс Абдухаликов.

Реализация проекта имеет важное не только культурное, но и общественное и политическое значение, поскольку продемонстрирует всему миру исключительную заботу и внимание руководства Узбекистана к одному из важнейших аспектов современной жизни – отношению к своему историческому прошлому и культурному наследию. Создана рабочая группа проекта, которую возглавляют автор серии Фирдавс Абдухаликов и научный руководитель, академиком Академии наук Республики Узбекистан Эдвард Ртвеладзе. В реализации проекта принимают участие известные в мире ученые – археологи, искусствоведы, историки, специалисты и эксперты, посвятившие свою жизнь изучению культурного наследия Узбекистана, которые уже высоко оценили этот проект и отметили его уникальность.

В работе над изданием принимают участие ведущие востоковеды и искусствоведы. Среди них – Камола Акилова (доктор искусствоведения), Азамат Зиё (доктор исторических наук, профессор), Низомиддин Махмудов (доктор филологических наук, профессор), Акмаль Саидов (доктор юридических наук, профессор), Александр Джумаев (кандидат искусствоведения), Эльмира Гюль (доктор искусствоведения). Большую поддержку оказывают и специалисты из России: Тигран Мкртычев (доктор искусствоведения Государственного музея Востока), Екатерина Ермакова (кандидат исторических наук Государственного музея Востока), Татьяна Зелюкина и Ольга Полянская (кандидаты искусствоведения, Государственная Третьяковская галерея), Татьяна Емельяненко и Елена Кубель (доктор исторических наук и научный сотрудник Российского этнографического музея) и многие другие.

Все они сегодня здесь, в Ташкенте, среди участников международного конгресса «Культурное наследие Узбекистана – путь к диалогу между народами и странами». Каждый из них презентует результаты труда своего участка работы в проекте, а значит – отдельный том, вошедший в эту серию.

Первый том посвящен культурному наследию Узбекистана в собраниях Государственного музея Востока. Подробно о нем рассказали директор этого учреждения, доктор исторических наук Александр Седов и заведующая отделом Государственного музея Востока Екатерина Ермакова. Первый альбом серии «Культурное наследие Узбекистана» посвящен коллекции предметов из Узбекистана, хранящихся в Государственном музее Востока (г. Москва). Выбор этого музея в качестве первооткрывателя всей серии отнюдь не случаен. Он продиктован рядом обстоятельств – фактически с самого своего основания в 1918 г. этот музей связан с Узбекистаном теснейшим взаимодействием, определенным как научными интересами, так и личными судьбами ряда специалистов, родившихся и учившихся в Узбекистане, работавших и до сих пор работающих в Государственном музее Востока.

Во второй том вошли материалы о культурном наследии Узбекистана в собрании Российского этнографического музея. С содержанием этой книги ознакомили заместитель директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Российского этнографического музея Наталья Николаевна Прокопьева и доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник по традиционной культуре народов Средней Азии Российского этнографического музея Татьяна Григорьевна Емельяненко. Представленная книга-альбом будет посвящена богатейшему и разнообразному собранию Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге. Авторы ее, в соответствии со спецификой музея, наряду с узбекской коллекцией выделяют каракалпакскую, собрания среднеазиатских арабов и бухарских евреев. Среди предоставленных предметов имеются подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства Узбекистана. Коллекция, в основу которой положены предметы, собранные экспедицией С.М. Дудина в начале прошлого века и последующих этнографических экспедиций сотрудников музея в Узбекистан, в предоставленном объеме будет опубликована впервые.

Следующий том посвящен Государственной Третьяковской галерее. Как рассказали собравшимся доктор искусствоведения, заместитель генерального директора по научной работе Татьяна Карпова и историк искусства Ольга Полянская, эта книга-альбом посвящена собранию современной живописи Узбекистана в Государственной Третьяковской галерее. По своему составу она во многом уникальна и отличается исключительно интересными пейзажными работами, портретами и натюрмортами. Эта коллекция впервые публикуется в полном объеме и, несомненно, будет представлять интерес не только для исследователей современного искусства Узбекистана, но и широкого круга читателей.

IV том презентовала доктор искусствоведения Института искусствознания Академии наук Узбекистана Эльмира Гюль. Он посвящен вышивке и коврам Узбекистана в зарубежных собраниях. Книга-альбом впервые даст достаточно ясное представление о некоторых, но далеко не всех зарубежных музейных и частных коллекциях, хранящихся в Австралии, Великобритании, Канаде, США и России. В книге подробно охарактеризованы виды вышивок и ковров, существовавших на территории Узбекистана в XIX – начале XX вв., и те дополнения, которые вносят эти виды искусства Узбекистана в зарубежные коллекции.

О музыкальном наследии, а следовательно и о V томе, рассказал кандидат искусствоведения, председатель исследовательской группы «Макам» международного Совета по традиционной музыке Александр Джумаев. В основу этой книги-альбома, посвященной музыкальному наследию Узбекистана, положено описание коллекции музыкальных инструментов из собрания А.Ф. Эйхгорна – военного капельмейстера и музыкального этнографа. Наряду с этим в книге дается характеристика истории музыкальных инструментов на территории Узбекистана, начиная с эпохи бронзы (III-II тыс. до н.э.) и вплоть до современности. Книга дополнена кратким обзором ряда зарубежных собраний, в которых имеются объекты музыкального наследия Узбекистана. Уникальным приложением к книге станет диск с редкими записями национальной узбекской классической музыки.

VI том посвящен собранию Российской национальной библиотеки. Его представила заведующая сектором восточных фондов Российской национальной библиотеки Ольга Валентиновна Васильева. Книга посвящена рукописному фонду Российской нацио- нальной библиотеки, отражающему творчество великого узбекского поэта Алишера Навои. Эти рукописи датируются XV-XVI веками и представляют собой уникальное собрание, публикация которого внесет большой вклад в изучение творчества Алишера Навои.

Затем слово взяли кандидат филологических наук, заведующий сектором Средней Азии, Кавказа и Крыма отдела Востока Государственного Эрмитажа Павел Лурье и кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора Средней Азии, Кавказа и Крыма отдела Востока Государственного Эрмитажа Андрей Омельченко. Они рассказали о VII томе, который также посвящен собранию государственного Эрмитажа. Книга посвящена редчайшему собранию предметов, обнаруженных на территории Узбекистана. В альбоме будут приведены уникальные находки, такие, как знаменитый Айртамский фриз - каменный рельеф I в. н. э. с полуфигурами музыкантов, расположенными среди пышных листьев аканфа. Сегодня фрагмент фриза, украшавшего когда-то храм в северной Бактрии, хранится в Государственном Эрмитаже. Также здесь будут представлены редчайшие произведения средневекового монументально-декративного искусства, обнаруженные в Топрак-кале, Пенджикенте и Варахше.

Очередной том посвящен собранию Института восточных рукописей. Как рассказала доктор исторических наук, профессор, директор Института восточных рукописей РАН Ирина Попова, в альбоме представлен один из древнейших списков знаменитого сочинения аль-Бируни «Памятники минувших поколений», сборники стихов - диваны таких поэтов, как Агахи, Бисати Самарканди, Бедиль, Хафиз Ширази, Сайидо Насафи, восемь списков дивана Шавката – Мухамад Исхака Бухари, диван Шамса Табризи, маснави Джалаладдина Руми, сборники стихов Исмата Бухари, Гази Хуканди и других авторов.

В IX томе представлено собрание Государственного исторического музея. Подробнее с его содержанием ознакомила доктор исторических наук, заведующая отделом археологических памятников Государственного исторического музея Наталья Шишлина и руководитель отдела тканей Государственного исторического музея Ольга Гордеева. В альбоме через уникальные предметы исторического наследия, хранящиеся в этом музее, читатель познакомится с миром ранних оседлых земледельческих оазисов древнего Хорезма, орнаментальными мотивами, нашедшими отражение в последующие эпохи – росписями, чеканкой, керамикой и другими предметах.

И с Х томом, посвященным ковроделю Узбекистана как традиции, сохраненной в веках, познакомила собравшихся доктор искусствоведения Института искусствознания Академии наук Узбекистана Эльмира Гюль.

Комментариев: 0
Добавить комментарий