» » » Самаркандские ученые работают над реставрацией уникальной находки


Самаркандские ученые работают над реставрацией уникальной находки

Самаркандские ученые работают над реставрацией уникальной находкиВ сентябре 2017 года при проведении совместной узбекско-японской экспедиции, в 18 км от Самарканда, на городище Кафыркала, было найдено резное обугленное дерево. Археологии предполагают, что нашедшее панно с изображением 46 фигур во главе богини Нано относится к 6-8 веку. В данное время сенсационная находка, как оценивают ее исследователи, на стадии реставрации и хранится в институте археологических исследований.

Около семи месяцев группа реставраторов занята расчисткой поверхности сооружения, нашедшего в храме правителей доисламской эпохи. Главное - не перестараться, говорят специалисты, здесь необходима четкость расчетов. Сгоревшее панно нужно восстанавливать по крупинке, при необходимости добавить недостающие элементы, замастиковать деформации.

Исторический экспонат был найден в Самаркандской области на левом берегу канала Даргом. Уже не первый год совместная экспедиция, занимаясь раскопками в загородном дворце самаркандских правителей, приносит неплохие результаты. Очередная находка считается по-своему уникальной и сенсационной, так как ее прототипа пока нет. В работе экспедиции участвовало четверо самаркандских археологов и столько же японских. Судя по исследованиям, сооружение раскопали из глубины земли в несколько метров, где оно пролежало примерно 13 веков. Здесь важно отметить, что главным фактором его сохранения в почве земли, является именно возгорание деревянных досок еще в прошлом, в противном случае, они бы не дошли до наших дней. Как рассказывают археологи, раскопанное обугленное дерево в виде панно и арки во времена доисламской эпохи украшало дверные проемы. К данному времени обнаружена только одна сторона.

Амриддин Бердимурадов, директор института археологических исследований: "Мы на самом деле нашли очень ценную вещь. При изучении объекта выяснилось, что образ одной из человеческих фигур, изображенных на панно, схож с японским народом. Это свидетельствует о том, что уже тогда были достигнуты взаимоотношения между нашими странами. Наверняка все задаются вопросом, почему, когда экспедиция была совместной, то японцы не увезли с собой находку. Дело в том, что по правилам таких работ, раскопанный объект остается в той стране, к которой он принадлежит"

Раскопка уникального археологического сооружения явилась важной находкой в работе археологов за последние годы, хотя каждый из них понимал кропотливость последующих восстановительных процессов. Работа была очень сложной, делятся очевидцы экспедиции. Обугленное дерево представляло с собой сбор ни с чем не скрепленных друг с другом угольков. Малейшее неправильное движение могло привести к рассыпанию материала, но многолетний опыт реставраторов диктовал свое. После двухнедельной плодотворной работы закрепленный материал, специальными реактивами, все-таки получилось перевезти в научную лабораторию института археологических исследований. Здесь уже за работу взялись не менее знающие свое дело специалисты. В первую очередь необходимо было предположительно нарисовать образы человеческих фигур, вырезанных на деревянной доске. В итоге получился рисунок с 46 фигурами, которые держа в руках атрибуты различного ремесла, скорее всего, поклонялись богине Нано. В будущем отреставрированное панно планируют передать музею с хорошей посещаемостью людей, но, вот только, через три года после завершения всех восстановительных работ.

Автор: Зарина Хакбердиева


Комментариев: 0
Добавить комментарий
Яндекс.Метрика